Были исследованы станции «Марьина Роща», «Фонвизинская», «Раменки», «Деловой центр», «Минская», «Ломоносовский проспект», «Тропарёво» и «Саларьево». Выяснилось, что на каждой из этих станций работает лифт хотя бы в одном вестибюле. Кроме того, оказалось, что лифты обеспечивают разный уровень доступа к поездам метро. (На одних станциях с помощью лифта можно спусться с улицы в кассовый зал станции, на других — только от уровня турникетов на платформу. Наконец, на станциях мелкого заложения, построенных в последнее время, лифты позволяют спуститься с улицы до платформы.) Следует также отметить, что на некоторых станциях лифты расположены не у всех выходов.
На станции «Раменки» лифтами оборудованы оба выхода из метро. Однако, на одном из входов было наклеено объявление «Лифт на техническом осмотре». На другом входе лифты работали исправно, позволяя попасть прямо на платформу к поездам.
На станции «Тропарёво» лифтов достаточно много, но без проблем можно попасть только на чётную сторону Ленинского проспекта. С нечётной стороны можно спуститься на лифте в подземный переход, но дальше к кассовому залу придётся идти по лестнице. В этом месте предусмотрен подъёмник, но чтобы им воспользоваться, надо вызвать сотрудника метро. Непонятно ни сколько времени придётся ждать, ни позволят ли пассажиру таким образом перевезти тяжёлый чемодан или детскую коляску. Единственный вариант избежать подъёмника — «по верху» перейти дублёр Ленинского проспекта к лифту, который расположен между дублёром и основной частью проспекта.
На станции «Саларьево» реализована удивительная для московского метро схема с входом и выходом — через один вестибюль можно только войти на станцию метро, через другой — только выйти. Возможно, связанное с этим нестандартное расположение выходов из вестибюлей на поверхность (они стоят очень близко друг к другу) привело к тому, что лифт для выхода пользуется огромной популярностью у пассажиров. Выход из лифта оказался ближе к части автобусных остановок, поэтому через него идет очень большой поток пассажиров. На этой станции для лифтов со стороны обоих вестибюлей предусмотрены отдельные турникеты, причём лифт со стороны вестибюля на выход позволяет спуститься вниз в метро. Но дальше турникета здесь пройти не получится, турникет работает только на выход, поэтому нужно будет подниматься обратно на улицу и спускаться с другой стороны. Предложение: разместить на верхнем вестибюле этого лифта надпись «Спуск на станцию через лифт у противоположного выхода».
Ещё одна проблема — навигация для слабовидящих людей. По непонятному принципу в лифтах некоторые кнопки покрашены в жёлтый цвет (где-то так отмечены номера этажей, где-то кнопка «вверх», где-то кнопка «открывание дверей»). Предлагаем — сделать все обозначения шрифтом Брайля и убрать хаотично расположенные жёлтые наклейки, которые только создают путаницу. (Как и в остальных предложениях в тексте статьи, авторы отталкиваются от вопроса «какую изначальную проблему здесь нужно решить», в данном случае ответ простой — «сделать максимально удобную для слабовидящих людей панель управления лифтом».)
На схемах нужно указать, что лифты есть на станциях «Парк Победы» (значки «лифт» + «эскалатор»), а также «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» (стандартные обозначения) — сейчас по ошибке около этих станций никаких указаний на лифт нет.
Если посмотреть на проблему лифтов шире, то станет понятно, что ситуацию можно ещё заметно улучшить. Сейчас маломобильные пассажиры видят на схеме только доступные входы и выходы, но не знают, получится ли, например, сделать пересадку (возможно, посередине придётся преодолевать лестницу). Конечно, в метро есть услуга сопровождения, но она недоступна рано утром и после 19:00, и её надо заказывать заранее. При этом очевидно, что пересадка на станции «Парк Победы» вполне доступна даже для человека, передвигающегося на коляске. Напрашиваются приложение для телефона и страница на официальном сайте метрополитена, которые прокладывают маршруты между двумя станциями с минимальным количеством препятствий для маломобильных пассажиров (конечно, такие маршруты могут оказаться длиннее оптимальных). Более того, в каких-то случаях алгоритм может подсказать даже другую станцию назначения — например, вместо «Юго-западной» стоит предложить «Тропарёво», где можно пересесть на низкопольный автобус и проехать оставшиеся четыре остановки.
Также хочется выразить надежду, что лифты станут со временем появляться и на старых станциях. Например, на «Кропоткинской», «Красносельской», «Сокольниках» и многих других станциях мелкого заложения встроить пары лифтов по ставшей стандартной схеме (один — от уровня турникетов вниз, на платформу, второй — вверх, на уровень улицы) представляется вполне возможным. Это существенно улучшит доступность метро не только для людей, передвигающихся в колясках, но и для пассажиров с чемоданами, пожилых людей и родителей с детскими колясками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий