среда, 6 января 2016 г.

Киев: Метро, которого нет: "Политехнический институт" и "Шулявская"

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
19.08.2013

Продолжая тематику прошлого и настоящего Киевского метро, мы добрались до "Политехнического института" и "Шулявской". Обе станции были открыты 5 ноября 1963 г. в составе второго пускового участка. Изначально эти станции должны были быть неглубокого заложения и войти в первый пусковой комплекс, однако в силу геологии их пришлось строить на большой глубине, сроки строительства растянулись, и в первый пусковой участок они так и не попали.

Этот и следующий пусковой участок более всего ощутили на себе "борьбу с архитектурными излишествами": на станциях реализован минимум архитектурных деталей, а остатки сталинской архитектуры, которую еще можно было наблюдать на первом пусковом участке метро, здесь уже полностью исчезли. 

Политехнический институт 

Cвое название станция получила благодаря расположенному рядом одноименному ВУЗу. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. При этом «Политехнический институт» первая станция глубокого заложения в Киевском метро, полностью собранная из железобетонной обделки вместо традиционной чугунной. Кроме удешевления стоимости строительства, такой тип конструкции показал и ряд других преимуществ; в дальнейшем многие пилонные станции глубокого заложения в Киеве строились из железобетона.

Архитекторы: Г. Головко, Е. Иванов, М. Сыркин, Б. Дзбановский. 
Скульптор: В. Бородай. 

Пассажиропоток на сегодня составляет 32,2 тыс. пассажиров в сутки. 

Некоторое время в поездах при объявлении станции звучала фраза «Станция Политехнический институт, выход к Киевскому зоопарку». В 2003 г. по просьбе руководства института радиоинформатор перезаписали, убрав забавную концовку. 

Один из эскизов "Политехнического института" конкурса 1952 г.. На своде станции расположены майоликовые медальоны с изображением работников различных сфер народного хозяйства, олицетворяющих специалистов, которых готовит институт.


Более поздний эскиз, по которому выполнено современное оформление станции. Обратите внимание: кроме вентиляционных решеток на пилонах станции предполагалось разместить еще и какие-то фигуры.


Эскиз эскалаторного зала.


Эскиз здания управления метрополитена (архитекторы И. Масленков и Ю. Тягно) со встроенным в него вестибюлем станции.


Один из боковых залов станции в период строительства. На фото: идет сборка платформы.


Левый станционный зал (Вокзальная >> Политехнический институт), вид в сторону вокзала. Справа виден еще не раскрытый проход в центральный станционный зал.


Раскрытые проходы между пилонами станции.


Торжественное открытие 5 ноября 1963 года.


Первый секретарь ЦК КПСС Украинской ССР П.Е. Шелест перерезает ленточку.


Станция в первые годы работы.


В торце центрального зала находится рельефное панно, посвященное освоению космоса: девушка на фоне серпа и молота. Лезвие серпа переходит в трассу движения Спутника-1, летящего к Солнцу.


Эскалаторный зал станции в старом оформлении.


Кассовый зал.


Вход на станцию подчеркнут большим выносным железобетонным козырьком.


Здание управления метрополитена, в котором располагается вестибюль.


90-е годы. Над входом в вестибюль станции еще в 60-х годах была смонтирована эмблема администрации метрополитена.


Традиционные современные фото станции. Центральный зал.


Несмотря на простое архитектурное оформление станции, авторы проекта все-таки смогли сделать ряд выгодных ходов. Например, пилоны на станции не прямые, а сужающиеся к низу; на пилонах расположены вертикальные вентиляционные решетки, расходящиеся вверх в виде лучей.


Фрагмент панно.


Пилоны станции.


Карниз над пилонами выполнен в виде поставленных на ребро пластинок, которые создают ощущение сплошного карниза.


Боковой зал.


Шулявская 

До 1993 г. станция называлась "Завод Большевик". Современное название станция получила от названия местности, расположенной неподалеку (правда, географически Шулявка ближе к "Политехническому институту"). Конструкция "Шулявской" трехсводчатая пилонная глубокого заложения. В отличие от "Политехнического института", участок станции с пилонами и проходами между залами собран из традиционной чугунной обделки. Станция имеет два трехленточных эскалатора с промежуточным вестибюлем между ними. По изначальным планам за "Шулявской" должно было располагаться электродепо, но в процессе пересмотра проекта депо было перенесено на "Дарницу".

Архитекторы: А. Добровольский, Б. Приймак, А. Малиновский, А. Черкасский. 
Художники: И. Литовченко, М. Литовченко. 

Пассажиропоток сейчас составляет 28,2 тыс. пассажиров в сутки. 

Один из эскизов станции конкурса 1952 года.


Эскиз, практически идентичный современному оформлению станции:


Эскиз наземного вестибюля:


Промежуточный вестибюль.


Фотография строительства станции в период отделочных работ. Путевая стена уже готова, ведется отделка пилонов.


Вид на станцию из торца бокового зала.


Как уже было сказано выше, станция имеет два эскалаторных наклона с промежуточным вестибюлем. Промежуточный вестибюль, как и на "Арсенальной", "Крещатике", "Университете", собирался на земле, а затем опускался на проектную глубину.


Станция незадолго до открытия.


Панно в торце центрального зала.


Боковой зал станции. Как и на всех станциях первой очереди, здесь также изначально лежал асфальт:


Поломоечные машины существовали с давних времен.


Промежуточный вестибюль станции.


Кассовый зал.


Наземный вестибюль станции. Да, там тоже раньше ходили трамваи.


Современный вид центрального зала станции. На "Шулявской" полностью отсутствует мрамор, а отделка выполнена из керамической плитки. Над пилонами расположен латунный карниз с надписями на украинском и русском языке "Мир", "Труд", "Счастье", "Равенство", "Свобода", "Братство" и "Коммунизм". В 90-х слово "Коммунизм" было удалено с карниза и от него остался только "призрак" в виде следов от букв.


Панно, собранное из фрагментов плитки, посвящено теме труда и изображает рабочих на фоне завода.


Боковой зал станции:


Пересадка с нее на Святошинско-Броварскую будет организована именно на "Шулявской".


по материалам

Комментариев нет:

Отправить комментарий